ТимDрайв
ENG

Гарантии с трех сторон

15 Декабря 2015

Владимир Гурдус / Российская газета - Спецвыпуск "Фармацевтика"

Автор - Владимир Гурдус (член Экспертного совета при правительстве РФ)

Спецконтракт может стать выгодным для всех

Федеральный закон "О промышленной политике в РФ" ввел в практику новый механизм государственно-частного партнерства - специальный инвестиционный контракт, форма которого утверждена правительством. Такой контракт представляет собой трехстороннее соглашение между инвестором, регионом и минпромторгом. В соответствии с ним инвестор создает, модернизирует или осваивает промышленное производство, важное для региона или для всей страны.

Контракт заключается на срок выхода проекта на проектную операционную прибыль согласно бизнес-плану, увеличенному на пять лет, - всего не более чем на 10 лет. Для заключения контракта инвестор должен документально подтвердить вложение в проект инвестиций в размере не менее 750 млн рублей. Обе государственные стороны контракта гарантируют, что в течение всего срока условия контракта меняться не будут вне зависимости от изменений в федеральном и региональном законодательстве. Например, если стороны договорились о пониженных или нулевых ставках налога, то даже если налог возрастет или добавится новый налог, для данного предприятия в рамках проекта все останется прежним. Такой же подход будет применяться и для арендной платы за пользование государственным и муниципальным имуществом, в том числе земельными участками.

Перечень льгот и преференций предлагает включить в контракт сам инвестор, но они не могут выходить за рамки установленных типовой формой, утвержденной правительством. Однако в рамках контракта инвестор не получает от государства в собственность какое-либо имущество или бюджетные средства. Т.о., специнвестконтракт - это еще один нефинансовый инструмент, который должен мотивировать бизнес на создание новых производственных мощностей в нашей стране. Проекты контрактов должны проходить процедуру общественного обсуждения. Решение о возможности их заключения будет принимать специальная комиссия, в состав которой войдут представители минпромторга, минэкономразвития, минэнерго, минфина, а также промышленных, кредитных, общественных и научных организаций. Главным аргументом в пользу заключения контракта будет ответ на вопрос, способствует ли его реализация достижению целевых показателей и индикаторов госпрограмм.

Опыт применения подобных контрактов в мире невелик, но он есть. Так, в Венгрии реализация аналогичного механизма позволила увеличить численность занятых на производстве и создать новые предприятия в регионах с уровнем безработицы более 15%. За 10 лет их применения Венгрия вышла на первое место по объему иностранных инвестиций среди стран Центральной и Восточной Европы. В Китае похожие контракты помогли освоить передовые зарубежные технологии, создать новые предприятия в отраслях, которые прежде были слабо развиты. С 1991 по 1998 гг. годовой объем прямых инвестиций в промышленность вырос в 10 раз. Предполагается, что специнвестконтракты будут способствовать развитию отраслей промышленности, имеющих приоритетное значение для социально-экономического развития нашей страны, внедрению наилучших технологий в производство, росту объемов производства продукции, не имеющей аналогов.

    Для инвесторов важна прежде всего стабильность налоговых и регуляторных условий

Все эти задачи весьма актуальны для отечественной фармацевтической индустрии. Например, объектами для заключения специнвестконтрактов могут стать фармпредприятия полного цикла, включая производство субстанций.

К важным для инвесторов положительным сторонам специнвестконтрактов относится, прежде всего, стабильность налоговых и регуляторных условий. Наше законодательство порой меняется стремительно, и предугадать, какие нормы будут приняты в ближайшие годы, невозможно. Однако здесь есть и определенные риски. Прежде всего это нерыночная мера. Не в пользу инвестора могут сыграть нестабильность нашей экономики и курсовые колебания валют - если цены на продукцию в специнвестконтрактах будут фиксироваться, а рубль - падать. Кроме того, в фармацевтике любые идеи довольно быстро устаревают. За те годы, пока будет разворачиваться производство и налаживаться выпуск препарата, он может уже морально устареть, и инвестор не получит того дохода, на который рассчитывал. Считаю, что мощным стимулом для привлечения инвестиций, в том числе и в фармацевтику, могло бы стать предоставление со стороны государства гарантий закупки продукции, производимой на предприятиях, созданных в результате специнвестконтрактов. Пока такие решения не приняты. Правда, обнадеживает тот факт, что минпромторг совместно с минэкономиразвития предполагает привязать специнвестконтракты к госзакупкам через внесение поправок в законодательство. Если они будут приняты, то держатель специнвестконтракта получит право стать единственным поставщиком своей продукции, произведенной в рамках специнвестконтракта. Представляется, что такое решение может сделать специнвестконтракты действительно привлекательным инструментом для бизнеса, а для государства и потребителей лекарств - выгодной формой партнерства.

Мнения

Елена Лашкина, помощник министра экономического развития:

- Заключение специнвестконтрактов предусмотрено ФЗ "О промышленной политике в РФ". Одной из мер стимулирования их заключения будет наделение инвестора статусом единственного поставщика на срок действия контракта. Соответствующий проект поправок в ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" принят Государственной Думой в первом чтении. Такая мера поддержки деятельности будет способствовать реализации плана мероприятий по импортозамещению, приведет к созданию инновационных и высокотехнологичных производств фармпродукции, не имеющей аналогов на территории РФ, а также обеспечит окупаемость таких инвестиционных проектов.

Дмитрий Колобов, заместитель директора департамента развития фармацевтической и медицинской промышленности Минпромторга России:

- Началом развития механизма специнвестконтрактов стало распоряжение правительства об определении компании "Стентекс" единственным поставщиком коронарных стентов при условии локализации производства в России. С 1 июля 2015 г. специнвестконтракт стал доступным и другим производителям. Мы получили уже несколько запросов на заключение. После одобрения правительственной комиссией контракты будут подписаны. Эта форма дает регионам возможность заключать договор на прозрачных условиях и понимание, какой товар будет поставляться, т.к. производитель будет известен заранее и качество его продукции профессионалам также знакомо, понятны ценовые условия. Механизм ценообразования на продукцию единственного поставщика в рамках специнвестконтрактов прорабатывается, но в любом случае он, несомненно, будет отталкиваться от рыночных цен и направлен на их снижение. Заключение специнвестконтрактов несет в себе один основной риск, который разработчики постарались нивелировать, - это смена технологических укладов. Предположим, через 5-7 лет какая-либо компания выведет на рынок продукт или технологию, которые будут принципиально лучше тех, что положены в основу специнвестконтракта. Эта проблема решается правом субъекта как потреблять продукцию поставщика, так и использовать конкурсную основу. Т.е. если субъект решит, что продукция единственного поставщика ему стала неинтересна, он может провести конкурс и выбрать те медизделия или лекарственные препараты, которые ему необходимы.

Данил Блинов, генеральный директор компании Pfizer в России:

- Долгосрочные госконтракты могут стать эффективным инструментом развития отрасли. Важно определить, какие задачи он решает: обеспечение поставки заказчикам по сниженной цене, более широкий доступ к инновационным препаратам или стимулирование для локальных производителей. В зависимости от этого надо детально проанализировать, как будет определяться цена, на какой срок возможно заключать контракт, с кем конкретно вести переговоры на региональном и федеральном уровнях и т.д.

Предложенный механизм специнвестконтрактов направлен на модернизацию и освоение производства. Однако для развития отрасли необходимо рассматривать более комплексный подход, учитывая также инвестиции в такие важные сферы, как подготовка и обучение персонала, R&D. Скорейшее внедрение офсетных сделок, учитывающих обязательства сторон, не связанных с предметом закупки, позволит создать гибкий механизм для привлечения инвестиций в Россию. Кроме того, большой потенциал имеют новые инструменты. Например, эффективной мерой стимулирования производства могут стать прямые переговоры с поставщиками, которые позволяют достичь оптимальной и фиксированной на весь период контракта цены. Они дали бы возможность долгосрочного планирования для всех участников сделок, ведь предсказуемость обеспечения лекарствами особенно важна для достижения приверженности лечению, обеспечения более продолжительного эффекта в лечении хронических заболеваний.

Константин Дубинин, директор по взаимодействию с органами государственной власти и корпоративной политике компании Teva в России и СНГ:

- В Законе "О промышленной политике в РФ", который создает правовые основы для специнвестконтрактов, говорится о мерах стимулирования, в том числе, и мерах финансовой поддержки. По-видимому, минпромторг готов рассматривать такие меры в первую очередь в виде льгот по налогам и сборам. Мы считаем, что только льготы не смогут служить достаточным стимулом. Необходим более широкий доступ инвесторов к программам предоставления субсидий, в том числе через Российский фонд технологического развития в рамках приказа минпромторга по импортозамещению в фармотрасли.

Иван Глушков, заместитель генерального директора STADA CIS:

- Специнвестконтракты для фармацевтической отрасли пока представляются мерой декларативной. Без внесения правок в 44-ФЗ они вряд ли станут действенным инструментом стимулирования инвестиций в отрасль. Оценить возможность внесения правок в закон сейчас непросто. Радует, что в этом заинтересован Минпромторг России. Остается надеяться, что вопрос будет решен в ближайшей перспективе, так как отрасль нуждается в едином механизме поддержки локализации - от инвестпроекта до реализации продукции.

Источник


Предыдущая публикация Следующая публикация

Медиа Центр

  • 14 Августа 2018

    Китай снижает закупочные цены на 14 онкопрепаратов

    Китайская государственная администрация медицинского страхования понизила закупочные цены на 14 лекарств от рака, потребовав от платформ по закупке лекарств уровня провинций начать следовать новым стандартам до конца сентября 2018 года, передает REGNUM со ссылкой на агентство Синьхуа.

  • 13 Августа 2018

    Эксперт: переобучение врачей и телемедицина позволят отказаться от лечения за рубежом

    Постоянное и непрерывное обучение российских онкологов, а также внедрение телемедицинских технологий для контроля исполнения протоколов лечения избавят россиян от необходимости искать варианты лечения за границей. Об этом ТАСС рассказал генеральный директор Научного медицинского исследовательского центра (НМИЦ) радиологии Минздрава России, академик РАН Андрей Каприн.

Перейти в медиа-центр