ТимDрайв
ENG

В здоровом теле -

05 Апреля 2018

Екатерина Погонцева / Медицинский вестник

Несмотря на ухищрения государства, телемедицина в России сегодня – как снежный ком, который не остановить. В марте было анонсировано еще два крупных проекта в этой сфере, оба – с участием Сбербанка. Развиваются и смежные бизнесы – консалтинг, юридическое сопровождение, обучение руководителей ЛПУ и врачей работе в телемедицине. С надеждой посматривают на нее и разработчики мобильных приложений, производители персональных медицинских устройств мониторинга.

Офлайн vs онлайн

Накануне Нового года организации, работающие в сфере телемедицины, ждали судьбоносного пакета законодательных актов Минздрава России, в надежде, что они внесут ясность в их деятельность, прописав, что, кому и как можно делать. Но чуда не случилось. Регулятор четко дал понять, что в 2018 г. делает ставку на развитие удаленного консультирования только в формате «врач-врач», об онлайн-диалоге «врач-пациент» говорить слишком рано, а о постановке диагноза на расстоянии и вовсе приказал забыть. Но нигде не написано, что нельзя предоставлять второе мнение, проводить удаленный мониторинг состояния пациента, помогать в подборе медорганизации, корректировке назначений, расшифровке результатов анализов. А все, что не запрещено, - разрешено.

Сегодня эксперты выделяют на отечественном рынке телемедицины две категории игроков: первая охватывает тех, кто обладает ресурсной базой врачей, вторая – тех, у кого нет такой базы (банки, телекоммуникационные компании и т.д.). Первую категорию можно разделить на три подвида: это медицинский колл-центр с лицензией – так называемые онлайн-клиники. Второй – обычные офлайн-клиники, которые предоставляют пациентам возможность удобного общения с врачом, в том числе онлайн. И третий подвид – гибридные клиники, которые оказывают услуги и своим пациентам, и массовому потребителю. Вторую категорию участников рынка - ту, что не обладает ресурсной базой врачей, на данном этапе структурировать рано – она еще не имеет четких очертаний, одно перетекает в другое: агрегатор примеряет на себя роль маркетплейса.

Посчитать емкость зарождающегося рынка тяжело, поэтому эксперты называют «ножницы» от 1 млрд до 18 млрд руб. При этом Ростех считает, что рынок продуктов и услуг для телемедицины в России к 2020 г. достигнет 22 млрд руб. Высшая школа экономики прогнозирует к 2022 г. достижение отметки в 17-45 млрд руб., а Сбербанк и вовсе ожидает 238 млрд руб. Все это подогревает интерес к e-health.

Как начать оказывать телемедицинские услуги? Вебинары с таким названием проводит консультант по вопросам медицинского менеджмента, директор «Петербургского медицинского форума» Сергей Ануфриев. По его словам, за год его слушателями стали более 1000 человек. 90% - представители частных клиник, 10% - крупные государственные федеральные центры, преимущественно многопрофильные. Основной контингент - главные врачи (60%), коммерческие директора, руководители отдела платных услуг (30%), врачи (10%). География: 70% - миллионники, 30% - небольшие города.

«Доминируют запросы на организацию и запуск онлайн-услуг по педиатрии, гинекологии, онкологии, неврологии, репродуктологии, сложным высокоспециализированным видам медицинской помощи», - говорит Сергей Ануфриев.

Страхователем все включено

Ключевую роль в популяризации и распространении телемедицины играют страховые компании. Крупнейшим игроком на этом рынке для страховщиков сейчас является сеть клиник «Доктор рядом», которая взяла на телемедицинское обслуживание портфель клиентов СК «Ренессанс Страхование» и «Согласие», а также всех покупающих кредитное страхование жизни у компании «Сбербанк страхование жизни» (порядка 3,5 млн человек в год).

«Как правило, наши базовые продукты мы модифицируем под запрос партнеров – страховых компаний, - рассказывает сооснователь и руководитель проектов «Педиатр 24/7» и «Онлайн Доктор» Денис Юдчиц. - Создание страховых продуктов - это совместный процесс, в результате которого в ассортименте каждой компании появляются новые уникальные пакеты предложений телемедицинских услуг».

Основной наметившийся тренд – появление отдельных продуктов на базе телемедицинских консультаций, включение телемедицины в качестве дополнительной опции в ДМС и в полисы выезжающих за рубеж.

Сколько пациенты готовы платить за телемедицинские услуги

Рынок привлекателен не только для медицинских СК. В феврале «Сбербанк страхование жизни» сообщила о том, что будет наполнять сервисными составляющими, в том числе нацеленными на улучшение здоровья, свои инвестиционно-накопительные и рисковые программы, а также банковские продукты. «Во всем мире сервисные инструменты позволяют поддерживать маржинальность инвестиционно-накопительных продуктов, - подчеркнул генеральный директор компании Алексей Руденко. – И для нас критически важно увеличивать их клиентскую ценность».

Опыт крупнейшей компании на рынке страхования жизни в России (свыше 9 млн застрахованных) показывает стабильно растущий спрос на медсервисы. Еще год назад «вторым мнением», встроенным в пакет премиальных услуг, пользовались единицы клиентов, теперь же число обращений исчисляется сотнями. В первой половине марта стало известно, что телемедицинским провайдером «Сбербанк страхование жизни» выступит «Доктор рядом». А сеть клиник «Мать и дитя» через онлайн-платформу DocDoc предложит ряд своих медуслуг клиентам компании. 

«Благодаря этому партнерству портфель клиентов, прикрепленных к телемедицинскому сервису «Доктор рядом», к 2020 году достигнет 5 млн человек, - поясняет директор по развитию «Доктора рядом» Денис Швецов. - Тогда как общее число таковых по стране составит порядка 7 млн. Совсем скоро мы увидим, как телемедицина будет внедряться во все страховые продукты».

Непрочные связи

Пока все это происходит за счет средств граждан. Однако то и дело можно услышать предложения поскорее включить телемедицину в программу госгарантий бесплатного оказания медпомощи. В Татарстане МСК «АК БАРС-Мед» год назад создала собственную цифровую поликлинику Ok’Doctor. В феврале этого года она провела телемедицинский «пилот» в ФАП села Большие Кабаны Лаишевского района, чтобы показать преимущества технологии.

«Мы установили в ФАП компьютер с веб-камерой, и врачи нашего сервиса бесплатно консультировали пациентов по кардиологии, эндокринологии, гастроэнтерологии и ревматологии, - вспоминает генеральный директор СК «АК БАРС-Мед», руководитель Ok’Doctor Линар Гарифуллин. - Мы заранее оцифровали их медкарты и загрузили в личный кабинет на портал. В каждой консультации принимал участие фельдшер, то есть использовался формат «врач-врач». Пациенты выразили полную удовлетворенность телеконсультацией, некоторые получили консультации сразу нескольких специалистов. Очень позитивно оценил данный опыт и фельдшер».

В условиях дефицита специалистов в амбулаторно-поликлиническом звене, низкой доступности медицинской помощи в удаленных, малочисленных сельских поселениях телемедицина могла бы стать хорошим подспорьем. Впрочем, по мнению Линара Гарифуллина, серьезным барьером на ее пути к пациенту может стать необеспеченность ФАП и врачебных амбулаторий устойчивой интернет-связью.

Есть и другая сложность - не каждый хороший доктор готов консультировать пациента удаленно.

«Основной стереотип медработников, с которым приходится иметь дело – то, что осмотр в клинике дает значительно больше информации о пациенте, чем общение онлайн, - объясняет директор по медицине сервиса «Мобильный доктор», врач-организатор здравоохранения Альберт Муртазин. - Данные литературы, где эти факты специально анализируются, показывают, что более важен правильный сбор жалоб и анамнеза. Золотым стандартом является метод инструментальной или лабораторной диагностики, а физическое обследование имеет низкую чувствительность при большинстве состояний».

По его наблюдениям, есть несколько категорий врачей, которые пробуют себя в онлайн-формате раньше других: активные интернет-пользователи, ведущие свои блоги и группы в социальных сетях, для которых важно быть на связи с клиентами независимо от расстояния. Вторая категория – врачи, которые хотят разнообразить свою деятельность. Хотя молодые доктора в целом более позитивно настроены к телемедицине и уверенно обращаются с компьютером, коммуникативные навыки у них развиты слабо, а именно они наиболее ценны для онлайн-консультаций.

Телемедицина: взгляд врача

Источник: Центр медицинских информационных систем и технологий Сеченовского университета

«Ситуация усугубляется тем, что пациенты всегда ожидают решения своей проблемы, в то время как сервисы по телемедицине законодательно ограничены, - резюмирует Альберт Муртазин. - Но мы не лимитированы в информировании клиента и поэтому стараемся объяснить все детали максимально подробно. Поэтому крайне важно, чтобы врач мог все это досконально и спокойно объяснить. Второе наше непременное требование - приверженность доказательной медицине. В нашем сервисе клиент не получит информации о гомеопатии и других методах лечения со слабой доказательной базой».

Потихоньку телемедицинские сервисы начинают экспериментировать с удаленным мониторингом состояния здоровья пациента при помощи индивидуальных приборов, «тревожных» кнопок для пожилых людей. Например, «Доктор рядом» совместно с «КардиРу» дает клиентам возможность самостоятельно, удаленно снимать ЭКГ и получать расшифровку результатов вместе с рекомендацией врача. Однако этот сегмент развивается слабо, с одной стороны, ввиду дороговизны, с другой – из-за препятствий на пути отечественных разработчиков к конечному потребителю; получить регистрационное удостоверение на медицинское изделие – задача не из простых.

Источник 


Предыдущая публикация Следующая публикация

Медиа Центр

  • 14 Августа 2018

    Китай снижает закупочные цены на 14 онкопрепаратов

    Китайская государственная администрация медицинского страхования понизила закупочные цены на 14 лекарств от рака, потребовав от платформ по закупке лекарств уровня провинций начать следовать новым стандартам до конца сентября 2018 года, передает REGNUM со ссылкой на агентство Синьхуа.

  • 13 Августа 2018

    Эксперт: переобучение врачей и телемедицина позволят отказаться от лечения за рубежом

    Постоянное и непрерывное обучение российских онкологов, а также внедрение телемедицинских технологий для контроля исполнения протоколов лечения избавят россиян от необходимости искать варианты лечения за границей. Об этом ТАСС рассказал генеральный директор Научного медицинского исследовательского центра (НМИЦ) радиологии Минздрава России, академик РАН Андрей Каприн.

Перейти в медиа-центр