ТимDрайв
ENG

Отсутствие стратегии на рынке телемедицины может уничтожить 80% компаний

13 Июня 2018

Денис Кунгуров / Фармацевтический вестник

Вопреки сложившемуся мнению, низкая инвестиционная активность рынка телемедицины в России связана не только с законодательной базой, но и с отсутствием четкой стратегии самих компаний. К такому выводу пришли участники деловой встречи «Телемедицина в России: что нас ждет в 2018 году?», организованной ИД «Коммерсантъ». Как отметил директор по развитию сети клиник «Доктор рядом» Денис Швецов, стартапам не хватает пациентоцентричного подхода к клиенту.

«Телемедицине нужно трансформироваться в цифровую эко-систему, где будет сформирована квинтэссенция компетенций врача и информационных технологий. С учетом новых ориентиров Минздрава на пациентоориентированность, развитие этой повестки бизнесом заложит лояльное отношение регулятора к компаниям», – считает г-н Швецов.

Без маржи

Комплексный подход в работе с пациентом – это единственная возможность сохранить и нарастить клиентскую базу. Тем более что российский рынок сбыта телемедицинских услуг крайне мал. Если в США телемедицина создавалась для снижения затрат на дорогостоящее очное обслуживание, то в России не более 30% населения получает платные услуги по ДМС. При этом себестоимость одной консультации в России по-прежнему остается крайне высокой. По данным Национальной телемедицинской ассоциации (НТМА), она колеблется в районе 850-1000 руб. То есть равна либо превышает среднюю стоимость этой услуги для конечного потребителя.

«Мы оцениваем затраты по ИТ-разработке телемедицинских проектов в сумму 15 млн руб. Столько же на управление самим проектом. И на другие сервисы еще 10 млн руб. Итого в год минимальная сумма затрат составляет 40 млн руб. Если исходить из самого оптимистичного сценария для компаний –100 тыс. консультаций в год, то себестоимость составит 400 руб. без медицинской составляющей. Учитывая затраты на специалиста, прибавляем еще 450 руб. В итоге себестоимость составляет 850 руб. Плюс инвестиционный период и меньшее количество консультаций в год доводит эту цифру до 1000 руб.», – констатирует председатель правления НТМА Иван Картовицкий.

Для некоторых регионов России эта сумма сопоставима со стоимостью очного приема в коммерческих клиниках, а то и превышает ее. В итоге число стартапов растет, а пациентская база не прибавляется.

Синергия захвата

Логично, что на рынке останутся крупные компании, имеющие собственные клиники, откуда смогут конвертировать пациентов в свой сервис. Так, сеть клиник «Доктор рядом» запустила проект «Телемед», для которого есть потенциальная база в лице одного миллиона клиентов, посещающих клиники очно. Собственные клиники позволяют сокращать издержки на специалистов. Путем синергии, которая также позволит сократить затраты на ИТ-составляющую, пошла сеть клиник «Медси», заключив партнерство с Центром инновации МТС, создав приложение SmartMed.

«Лучше всего перспективы у тех компаний, которые уже сейчас считаются лидерами рынка и которые, как правило, встроены в систему ДМС: то есть у таких, как DOC+, «Доктор на работе», «Мобильный доктор», Medical Note и других крупных игроков. Здесь будет действовать принцип: «у кого уже имеется, тому прибавится, а у кого не имеется, у того еще и отнимется», то есть рынок неминуемо ждет консолидация и самоочищение», – сообщила «ФВ», заместитель генерального директора фонда Международного медицинского кластера Влада Сайфетдинова.

Потеснить российских коллег могут и западные игроки, которые за последние 10 лет значительно выросли и могут показать меньшую себестоимость.

«В 2017 году было инвестировано почти 5 млрд долл. в телемедицину США, где 70% клиник уже оказывает населению этот вид услуг», – сообщил член экспертного совета Правительства РФ Владимир Гурдус.

Эксперт отметил, что мировой рынок телемедицины растет с 2015 года на 20% в год и через 3-5 лет должен достичь объема в 40-55 млрд долл. Количество пользователей достигло за несколько лет 7 млн человек. При этом уже 70% американских медиков предлагали свои услуги по удаленному приему пациентов. Использование умных гаджетов и мобильных приложений выросло вдвое.

Наибольшем успехом в продвижении телемедицинской услуги в массы стало одобрение FDA на продукт Apple, вмонтированный в часы Watch, который позволяет контролировать сердечный ритм.

Источник


Предыдущая публикация Следующая публикация

Медиа Центр

  • 14 Августа 2018

    Китай снижает закупочные цены на 14 онкопрепаратов

    Китайская государственная администрация медицинского страхования понизила закупочные цены на 14 лекарств от рака, потребовав от платформ по закупке лекарств уровня провинций начать следовать новым стандартам до конца сентября 2018 года, передает REGNUM со ссылкой на агентство Синьхуа.

  • 13 Августа 2018

    Эксперт: переобучение врачей и телемедицина позволят отказаться от лечения за рубежом

    Постоянное и непрерывное обучение российских онкологов, а также внедрение телемедицинских технологий для контроля исполнения протоколов лечения избавят россиян от необходимости искать варианты лечения за границей. Об этом ТАСС рассказал генеральный директор Научного медицинского исследовательского центра (НМИЦ) радиологии Минздрава России, академик РАН Андрей Каприн.

Перейти в медиа-центр