ТимDрайв
ENG

Опубликован ежегодный Национальный доклад об инновациях в России

24 Июля 2018

РВК

Невысокий уровень коммерциализации научных разработок — одно из ключевых ограничений инновационного развития России, говорится в ежегодном Национальном докладе об инновациях в России-2017. Выращивание новых успешных команд технологических предпринимателей и формирование устойчивого финансирования этой деятельности, в том числе через венчурные инструменты, является необходимым условием развития инноваций в стране.

Национальный доклад об инновациях ежегодно дает оценку текущего состояния российской инновационной экосистемы, а также определяет основные направления корректировки федеральной инновационной политики. Темой третьего доклада, представленного РВК совместно с Министерством экономического развития России и Экспертным советом при Правительстве РФ, стало «Привлечение инвестиций в инновационный сектор экономики РФ через инструменты венчурного рынка».

В основу документа легли результаты широкого экспертного обсуждения состояния национальной венчурной индустрии, а также результаты комплексного социологического исследования, в котором приняли участие более 200 респондентов, работающих в инновационной сфере: инвесторы, технологические предприниматели, представители федеральных органов власти. Доклад станет аналитической базой для разработки Стратегии развития венчурного рынка и рынка прямых инвестиций РФ, проект которой должен быть представлен РВК до конца 2018 года.

ДИНАМИКА НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

Выводы о развитии инноваций в России авторы доклада делают на основе дэшборда — «панели управления» (англ., dashboard). В дэшборде проанализирована динамика 108 показателей, характеризующих изменения в инновационном развитии России по сравнению со странами-бенчмарками.

За последние годы России удалось значительно улучшить свои позиции в ведущих международных рейтингах инновационной активности. Так, позиции страны существенно укрепились в рейтинге глобальной конкурентоспособности Global Competitiveness Index: Россия поднялась с 63 в 2010 г. до 38 места в 2017 г., рост показателя за год составил +5 позиций. За прошедшие восемь лет Россия прибавила 19 позиций в рейтинге развития инноваций Global Innovation Index, где по итогам 2017 года заняла 45 место. А в рейтинге Doing Business Россия только за прошедший год поднялась на 16 позиций — до 35 места.

Детальный анализ дэшборда позволяет отследить изменение положения России по трем группам индикаторов инновационной деятельности по итогам 2017 года:

  1. индикаторы условий для развития инноваций (человеческий капитал, инфраструктура, зрелость отраслей, институты и ценности): продвижение России к странам-лидерам по 22 показателям из 62;
  2. ресурсное обеспечение инноваций (финансовое и материальное обеспечение, спрос и предложение технологий, кооперация науки и бизнеса, инновационная активность, роль государства): продвижение России к странам-лидерам по 7 показателям из 15;
  3. результативность инноваций (научные публикации, патентные заявки, технологии, инвестиции, выпуск инновационной продукции): сохранение статус-кво России по сравнению с другими странами.

Обсуждение динамики показателей дэшборда с экспертным сообществом позволило сделать несколько выводов, объясняющих особенности национального инновационного развития. Во-первых, опыт создания и внедрения рыночных инноваций в России ограничивается 20-25 годами. В странах-лидерах накопление институциональных практик инновационной деятельности и создание эффективной инновационной экосистемы заняло существенно более продолжительное время. Участники в целом с оптимизмом смотрят на перспективы инновационной деятельности и отмечают необходимость сохранения системной работы по развитию инноваций, выращиванию новых команд.

Во-вторых, государственная политика стимулирования инноваций в России долгое время сохранялась в формате многополярной деятельности. Масштабные программы поддержки инноваций в промышленности, создание инновационных кластеров и экосистемы, поддержка прикладных исследований в вузовской и академической системах проводились во многом независимо: разными ведомствами, через разные государственные программы. В связи с этим инструменты государственной инновационной политики пока не сложились в полноценный и сбалансированный портфель (Policy Mix).

В-третьих, эксперты отмечают дефицит системных мер по стимулированию коммерциализации инноваций. Несмотря на позитивные сдвиги в структуре ресурсов, результирующие показатели коммерциализации — такие как доля экспорта технологий и доля венчурных инвестиций в ВВП, средний чек венчурной сделки — растут крайне скромными темпами. Согласно выводам доклада, именно этот блок инновационной экосистемы сегодня требует максимального сосредоточения усилий со стороны государства.

ХАРАКТЕРИСТИКИ РОССИЙСКОЙ ВЕНЧУРНОЙ ИНДУСТРИИ

В рамках продвижения коммерциализации одной из ключевых задач инновационной политики становится развитие в России зрелого венчурного рынка. Всесторонний анализ текущего состояния российской венчурной индустрии, а также определение системы мер для ее перехода в перспективе 5-7 лет к стадии зрелости стали центральной частью доклада.

«Венчурный рынок обеспечивает инвестиции в технологические компании с высоким потенциалом и перспективами роста, к которым не могут эффективно применяться традиционные методики оценки стоимости рисков, используемые банковским сектором и классическими инвесторами. В рамках обновленной стратегии миссией РВК является формирование в стране зрелой венчурной индустрии. Возможные сценарии решения этой задачи раскрыты в Национальном докладе об инновациях», — комментирует генеральный директор РВК Александр Повалко.

По оценкам экспертов, инструменты российского венчурного рынка пока не заняли значимой доли в портфелях частных инвесторов. После рецессии 2014 года рынок стабилизировался на низких отметках: объем венчурных сделок в среднем колебался на уровне 120 млн долларов, средний размер сделки составил 0,8 млн долларов (обзор рынка прямых и венчурных инвестиций за 2017 год, РАВИ). Объем венчурного рынка в России по-прежнему несопоставим с показателями стран-лидеров: он составляет около 0,01% от ВВП (данные Entrepreneurship at Glance 2016, OECD за 2015 год, РАВИ за 2016 год), что примерно соответствует уровню таких стран, как Словакия и Испания, и в три раза уступает развитым западноевропейским странам — Германии и Франции.

Согласно выводам доклада, одним из ключевых препятствий для развития национального венчурного рынка, по мнению инвесторов, является ограниченное число проектов, привлекательных для инвестирования. Респонденты отмечают, что поток проектов за последние годы в целом стабилизировался, но указывают на снижение их качества. Серьезной проблемой индустрии является дефицит у предпринимателей и их команд бизнес-компетенций, который не позволяет реализовать коммерческий потенциал полученных научных результатов. В связи с этим инвесторы указывают на важность реализации программ по технологическому предпринимательству для выращивания в России профессиональных стартап-команд.

Барьером для развития технологического предпринимательства также выступает относительная малочисленность группы населения, готовой к принятию на себя предпринимательских рисков в технологической сфере. Исследования показывают, что в части формирования стартапов в основном активна молодежь в возрасте до 35 лет. В связи с проявлением в ближайшее десятилетие последствий демографических процессов 1990-х годов — сокращением более чем на 35% численности молодежи в возрасте 25–34 лет — прогнозируется существенное снижение численности потенциальных предпринимателей. Для сохранения инновационного потенциала страны необходимы дополнительные действенные меры по стимулированию техпредпринимательства среди всех групп населения.

Сдерживающим фактором для развития венчурного рынка остаются ограниченные возможности для выходов из инвестиций. Об отсутствии выходов как об «острой проблеме» рынка говорит 37% респондентов. В условиях ограниченной ликвидности венчурных активов лишь очень небольшое количество инвесторов остается на российском рынке. Среди ключевых препятствий для выходов в России участники, как правило, называют три. С одной стороны — это отсутствие необходимых инструментов поддержки роста стартапов и их уход за рубеж после прохождения ранних стадий, где такие инструменты доступны. С другой стороны — это низкая активность стратегических инвесторов, на которых за рубежом приходится очень существенная доля выходов из венчурных инвестиций. Наконец, упоминается институциональная проблема – отсутствие наработанной отечественной практики правоприменения и определенных особенностей нормативного регулирования различных аспектов венчурного бизнеса.

Участники рынка также констатируют особенности государственных институтов развития, которые могут ограничивать рост венчурной индустрии. К ним относят традиционное неприятие государством риска, чрезмерное регулирование и избыточную отчетность. Эти факторы дестимулируют развитие бизнеса: ответственность за расходование государственных средств слишком высока, что снижает заинтересованность игроков в их привлечении. Респонденты также отмечают, что различные институты развития в последние годы начали конкурировать за инвестирование в стартапы. Это может привести к снижению качества инвестиций, повышению их рисковости. Кроме того, участники рынка выделяют низкий уровень отраслевой специализации фондов с государственным участием, вследствие чего у них не всегда хватает экспертных ресурсов, чтобы адекватно оценить потенциал предлагаемого проекта. Ключевой запрос к государству со стороны венчурного сообщества — системная поддержка различных форм частных инвестиционных инициатив, стимулирование предпринимательства и формирование благоприятных условий для ведения бизнеса.

Сообщество участников венчурного рынка сформировало позитивные ожидания в отношении перспектив развития этого рынка в ближайшие годы. Они ожидают увеличения числа российских стартапов и профессионализацию соответствующего сообщества. Эту тенденцию поддержало 52% инвесторов и 38% предпринимателей. Вместе с тем, и инвесторы, и стартапы прогнозируют сложности с привлечением иностранного капитала: ухудшение ситуации по этому направлению ожидают более трети респондентов. Рост объема венчурных инвестиций, по мнению участников рынка, будет в целом сопоставим по темпам с ростом экономики. При этом игроки ожидают рост доходности венчурных инвестиций, который будет наиболее заметен в таких отраслях, как фармацевтика, биотехнологии, медицинские сервисы, программное обеспечение, здравоохранение. Ожидается увеличение объема инвестиций из государственных источников, однако участники рынка отмечают, что принципиально важен приток государственных денег на более поздних стадиях венчурного инвестирования.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПЕРЕХОДУ К ЗРЕЛОМУ ВЕНЧУРНОМУ РЫНКУ

В соответствии с выявленными «узкими местами» и барьерами в докладе предложены конкретные меры, которые позволят преодолеть ограничения развития венчурного рынка в среднесрочной перспективе, увеличить предложения капитала, расширить портфель качественных проектов и в целом улучшить инвестиционный климат. В частности:

При подготовке рекомендаций были использованы результаты опроса участников венчурного рынка, федеральных органов исполнительной власти, институтов развития, университетов, экспертных организаций в декабре 2017 г., а также предложения Совета венчурного рынка и результаты экспертных обсуждений. Полная версия Национального доклада об инновациях 2017 года доступна по ссылке.

Источник


Предыдущая публикация Следующая публикация

Медиа Центр

  • 31 Октября 2018

    АСИ поддержит проекты по организации сетевых биобанков и производства контактных линз

    8 новых бизнес-проектов получат поддержку Агентства стратегических инициатив (АСИ), среди которых проекты по производству медицинских контактных линз, а также организации сетевых биобанков тканей и клеточных продуктов. Такое решение приняли эксперты АСИ на заседании рабочей группы «Бизнес-проекты», которое состоялось 26 октября.

  • 30 Октября 2018

    Программа по инновационным биотехнологиям может быть создана в рамках ЕАЭС

    Евразийская технологическая платформа (ЕТП) «ЕвразияБио» Евразийского экономического союза (ЕАЭС) выдвинула инициативу создания концепции межгосударственной целевой программы ЕАЭС «Инновационные биотехнологии для развития экономики стран ЕАЭС» на 2019–2023 годы и на период до 2030 года. Об этом было объявлено на Международном форуме «Евразийская неделя».

Перейти в медиа-центр