ТимDрайв
ENG

Создан препарат, превышающий эффективность морфина в сто раз

05 Сентября 2018

Новости GMP

Международная группа учёных создала молекулу, способную подавлять боль в 100 раз эффективнее, чем морфин, не приводя при этом к появлению зависимости. Соединение уже было опробовано на обезьянах, результаты работы опубликованы в журнале Science Translational Medicine.

«Новый препарат, AT-121, успешно прошёл тестирование на обезьянах. Соединение оказалось эффективным и безопасным средством для купирования боли. Кроме того, AT-121 можно использовать как средство для лечения опиатной зависимости, так как этот препарат блокирует действие наркотиков», — поясняет Мей-Чуань Ко (Mei-Chuan Ko) из Университета Уэйк-Форест (Wake Forest University).

Морфий и его производные (например, героин) так эффективны, поскольку схожи по своей химической структуре с молекулами эндорфинов, природных «гормонов удовольствия», синтезируемых в организме. Опиаты воздействуют на те же рецепторы, что и эндорфины, не только блокируя болевые ощущения, но и вызывая чувство эйфории. Однако недавно учёным удалось обнаружить небольшие, но существенные различия в механизмах действия эндорфинов и опиатов. Это открытие объяснило, почему эндорфины не вызывают зависимости, чего нельзя сказать об их искусственных «заменителях». И, что, возможно, даже более важно — понимание различий между эндорфинами и опиатами дало надежду на скорое появление обезболивающих нового поколения, эффективно купирующих боль, но не вызывающих зависимости.

Исследования в этой области продолжаются — несколько лет назад группа учёных под руководством профессора Ко обнаружила, что сила воздействия опиатов на нервные клетки зависела не только от числа опиоидных рецепторов на поверхности нейронов, но и от концентрации белка ноцицептина. Ноцицептин хорошо известен как соединение, мешающее опиатам вызывать чувство эйфории, его уже довольно давно пытаются использовать для разработки лекарств против опиатной зависимости.

Но авторы нового исследования подошли к проблеме несколько иначе: разработать такой препарат, который бы одновременно стимулировал опиоидные рецепторы, как это делают опиаты, и при этом блокировал появление чувства удовольствия, как ноцицептин. Так на свет появилась молекула AT-121, модифицированный ноцицептин, отличающийся от своего предшественника способностью эффективно подавлять болевые ощущения.

Чтобы проверить, действительно ли AT-121 не вызывает зависимости, учёные взяли группу макак-резусов и поместили их в специальные вольеры, где животные могли выбирать наркотик на свой вкус — в распоряжении обезьян были диспенсеры с кокаином, оксикодоном, фентанилом и другими веществами. Чтобы получить очередную дозу, макаке было достаточно нажать на рычаг.

Результаты этого эксперимента стали неожиданностью: оказалось, что животные, неоднократно получавшие AT-121, не только не «привязывались» к новому соединению, но и отказывались от других наркотиков. В этом плане AT-121 схож с препаратами для заместительной терапии, но, в отличие от них, он не приводит к появлению новой формы зависимости.

Сейчас авторы планируют провести ещё серию экспериментов на животных, а затем — если безопасность AT-121 подтвердится — перейти к опытам на добровольцах.

Предыдущая публикация Следующая публикация

Медиа Центр

• 31 Октября 2018

АСИ поддержит проекты по организации сетевых биобанков и производства контактных линз

8 новых бизнес-проектов получат поддержку Агентства стратегических инициатив (АСИ), среди которых проекты по производству медицинских контактных линз, а также организации сетевых биобанков тканей и клеточных продуктов. Такое решение приняли эксперты АСИ на заседании рабочей группы «Бизнес-проекты», которое состоялось 26 октября.

• 30 Октября 2018

Программа по инновационным биотехнологиям может быть создана в рамках ЕАЭС

Евразийская технологическая платформа (ЕТП) «ЕвразияБио» Евразийского экономического союза (ЕАЭС) выдвинула инициативу создания концепции межгосударственной целевой программы ЕАЭС «Инновационные биотехнологии для развития экономики стран ЕАЭС» на 2019–2023 годы и на период до 2030 года. Об этом было объявлено на Международном форуме «Евразийская неделя».

Перейти в медиа-центр